Профориентация

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №11

г.Березники Пермский край 

 

 

Профориентация

7 шагов для определения твоей будущей профессии:

     1. Определи свое «ХОЧУ», для этого напиши:

- Что тебе нравится делать?

- Чему ты хотел бы научиться?

- Какое твоё хобби?

     2. Составь список профессий или сфер деятельности соответствующий твоим желаниям.

     3. Определи свое «МОГУ», для этого напиши:

- Что у тебя получается делать лучше всего?

- Что тебе легче всего даётся?

- Какие способности у тебя развиты уже сейчас?

- Какими способностями ты хочешь обладать в идеале?

     4. Исходя из этих сведений, составь список профессий и сфер деятельности, отвечающий твоим возможностям.

     5. Сопоставьте оба списка:

- Подчеркни  совпадения в обоих списках;

- Пометь похожие профессии или сферы деятельности.

    После проведенной работы останови свой выбор на одной профессии.

     6. Пользуясь справочной литературой, подбери несколько учебных заведений, отвечающих вашим требованиям

(училище, техникум, колледж, институт, академия, университет).

     7. Построй свой личный профессиональный план, в котором ты спланируешь этапы достижения цели (цель – поступить в выбранное Вами учебное заведение).

 Полезные ссылки для вас, выпускники и родители

 

http://youtu.be/ZRwOJmmAFoE

 

http://youtu.be/UyG9Kt24seU

 

http://youtu.be/XTNywltk9d8

 

http://youtu.be/3uX0ZNZXQyc

 

http://youtu.be/0vTVfSGHWcg

 

http://youtu.be/www.youtube.com/watch?v=F2EQoJxNIgQ

 

 

Памятка для родителей

(как помочь ребенку в выборе профессии)

Выбор профессии - важное и ответственное дело. Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.

3. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

4. Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.

8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

 

Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути

 

     1. Недостаточный объем знаний о существующих профессиях. Круг профессий, известный учащимся, ограничен и составляет всего 10-15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.

     2. «Гипноз агитации» - попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды;

     3. «Дорога вместо цели» - концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения);

     4. «Инерция движения» - поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию;

     5. «Звездная болезнь» - автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательно расчет на широкую известность;

     6. «Близорукость» - уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности (в настоящее время циклы появления, развития и смены профессий заметно сократились);

     7. «Парадный вход» - оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности; происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы. Например, человек хочет быть геологом, потому что ему нравится ходить в походы, или желает стать юристом, потому что с увлечением смотрит и читает детективы.

     8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие - недостойными и даже "неприличными". Так, по мнению некоторых людей, "непрестижно" работать в механическом цехе, на стройке, и напротив, считается вполне нормальным, "приличным" после окончания школы работать курьером.

      9. «Вуз - локомотив» - данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения: гранит науки надо грызть самому, так как в виде манной каши он не усваивается);

     10. «Школьный успех» - часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности; при этом обычно упускается из виду два важных момента:

     - нельзя отождествлять школьный учебный предмет с изучаемой в вузе дисциплиной: отличие не только в объеме получаемых знаний, но и в их качестве, поскольку требуется иной подход к процессу обучения. Если ты интересуешься, например, литературой, то тебе следует знать, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет литературы вообще, а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты, обрабатывающий материалы, поступающие в газету, редактор в издательстве, исследователь-литературовед, работник книжного фонда библиотеки, библиограф и др. Например, знание истории и географии необходимо людям таких профессий, как геодезист, топограф, геолог, экскурсовод, штурман, реставратор, костюмер, археолог, букинист, метеоролог, журналист и др. Как видно, за каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий, поэтому, выбирая вид трудовой деятельности, нужно помнить, что мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на школьных предметах.

     - наличие обязательного минимума способностей не является гарантией успеха по выбранной специальности: музыканту нужен слух, художнику – цветоощущение, но и этого недостаточно, потому что для развития необходим комплекс различных качеств.

     11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет. Например, ученик 10-го класса решил стать летчиком, потому что старший брат его друга, очень интересный, остроумный человек, работает летчиком. Но ведь остроумие и веселость отнюдь не самые важные качества в профессии летчика.

     12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях. Например, девушка, имея прекрасные навыки шитья и конструирования одежды, поступает на юридический факультет Университета.

     13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья. Например, юноша, страдающий хроническим заболеванием почек, учится на водителя. Девушка, имеющая хронический тонзиллит, мечтает о профессии повара-кондитера.

      14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель и т.п.).

     15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.  Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

    16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).

Таким образом, знание Вами типичных ошибок будет   способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.

 
 

Психологические типы профессий по Е.А. Климову

 

     Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Читать далее >>

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".